Правозахисна асоціація
“ФРІРАЙТС”
"МІЛІЦІЯ ПІД КОНТРОЛЕМ": місто Донецьк, футбол "Шахтар"-"Динамо"
В субботу, 7 апреля, в Донецке проходил матч «Шахтер Донецк — Динамо Киев». Как известно, взаимоотношения между фанатами обеих команд особой теплотой не отличаются, поэтому внимание к охране правопорядка во время таких матчей повышенное.
Стоит заметить, что правоохранители на матчах в Донецке не очень «чистоплотны», и каждый раз мы имеем дело с огромным количеством неправомерных задержаний.
Но в этот раз правоохранители превзошли сами себя. Они не стали размениваться по мелочам и решили показать чудеса милицейского радушия — встретили фанов прямо с поезда. А чтобы те (не дай бог!) не потратили лишних денег на проезд или не потерялись в городе, всех счастливых обладателей шарфов «Динамо» и прочей атрибутики прямо на вокзале без объяснения причин «запаковали» по ЛАЗам и развезли по райотделам — такая вот экскурсия в местных реалиях.
По словам самих же милиционеров, такие радушные приемы были организованы в трех райотделах города. Точное количество доставленных не известно, но в одном только Калининском РО содержалось «около пятидесяти» болельщиков.
Узнали об утреннем приеме мы от киевлян, которые позвонили и сообщили, что их друзей задержали на вокзале. Мы связались с ребятами и попытались узнать, куда же их всё-таки везут. Минут через 20 мы всё-таки узнали, что везут их в Калининский (это — не тот район, в котором расположен вокзал). Причем в дежурной части райотдела трубку просто не брали, несмотря на нашу настойчивость.
Казалось бы — нет ничего проще, чем приехать в райотдел, узнать время, причину доставления и количество доставленных. Но неееет. В вестибюль райотдела нас не пустили. Причем не просто не пустили, а ещё и феерически нахамили, отпустили пару сальных и пошлых шуток в наш адрес (после которых лично мой гуманизм начал испаряться) и уверили, что в помещение нас пустят «только после того, как напишете заявление в прокуратуру». Дождь на улице их не смутил. Телефон дежурной части всё так же не отвечал. При этом жалобу писать предлагали на фамилию Лещука, которого среди них не было — он дежурил. Такая вот милицейская солидарность.
Стоя под райотделом (12.20), мы позвонили в 102 и сообщили о конфликте с милицией. Через 10 минут, когда мы всё-таки попали в вестибюль, милиционер в дежурной части ответил, что звонков от оператора 102 ему не поступало. Мы переспросили, он повторил – «не поступало». Не поступало (действительно не поступало) и до того момента, когда через 20 минут к нам (после долгих и настойчивых требований) вышел сотрудник уголовного розыска и принял пояснения. Сотрудники Калининского РО настолько чутки и внимательны, что о правонарушениях они узнают и без оператора 102. Ну, или просто пытаются игнорировать его сообщения и отвечать, что их «не поступало».
20 минут, проведенные в вестибюле, были не менее фееричны. Помимо анонимных дежурных, требующих мой паспорт, и просто время от времени грубящих сотрудников нам умудрился нахамить не кто иной, как заместитель начальника райотдела — Рудченко Роман Сергеевич (привет ему). Роман Сергеевич сначала, помимо прочего, пытался нас убедить, что приказа 181 в природе не существует, а потом заявил, что на нас он распространяться не должен — мы не сотрудники ОВД (а в вестибюль только сотрудникам можно, ага) и нарушений в действиях его подчиненных нет. На наш вопрос, что в помещении райотдела делают 50 незарегистрированных персонажей (вы же не думали, что их в книгу учета доставленных запишут, правда?), он сначала сказал, что их никто не задерживал, а уходить они сами не хотят, а потом картинно погрозил пальцем дежурному, отвечающему за пропускной режим. Причем выглядело это примерно так:
– Я тебе говорил, всех запиши!
– Но Вы же сами сказали…
– Нет! Нужно всех записывать!
Это было уже прогрессом, потому что до этого дежурный уверял нас в том, что этих пятидесяти вообще не существует и в райотделе они уж точно не находятся.
В это же время количество «несуществующих» постоянно менялось. Кому-то «сейчас просто направление на СМЭ выдадим», кому-то «просто спросить»… Ну, вы поняли.
Пока мы всё это выслушивали, некоторые посетители решали проблему другими способами. Подходили к дежурному, предъявляли удостоверение работника ОВД, называли нужную фамилию и — о чудо! — из недр
райотдела возникали несуществующие люди, которых в райотделе не было и которых никто не задерживал. Роспись в журнале? Нет, не слышали. Их же там не было, всё логично.
Как оказалось позднее, 50 (а точное их число неизвестно до сих пор) счастливцев всё это время находились в актовом зале райотдела. Вопреки нашим ожиданиям, хлебом-солью их не встретили и об истории Донецка рассказывать тоже не стали. Вместо этого переписали ФИО и адрес (без документов, со слов доставленных) и после массовых звонков на «горячую линию», в ГУМВД, в 102 и т. д. постепенно начали отпускать. К двум часам дня, по словам милиционеров, «никого в райотделе не было». Хотя, по их же словам, там никого не было и тремя часами ранее. Проследить, сколько человек вышло из помещения, не было возможности — писали заявления и пояснения.
Не удалось узнать также, сколько человек находилось в двух других райотделах — они также были «несуществующими». Со сколькими из них был проведен личный досмотр, также неизвестно (о фактах досмотра мы узнавали уже из рассказов фанатов).
По самым скромным и заниженным подсчетам — сотня доставленных (это не то, что до начала матча — ещё до выхода из вокзала!). Это не из ряда вон выходящий случай, а нормальная (постоянная то бишь) практика. Причем сами товарищи в погонах искренне недоумевают и не понимают, что же они делают не так — профилактика преступлений же, дело нужное и благородное. К сожалению, объяснить, как поездка в райотдел и запись адреса (часто несуществующего) влияет на поведение болельщиков во время матчей, они затрудняются. Как говорится, какая милиция, такая и профилактика.